5 проблем рекрутинга в малом бизнесе и как их преодолеть

Малому и среднему бизнесу трудно пробивать себе дорогу — нет таких ресурсов, как у гигантских корпораций. Сложности окружают со всех сторон, и в рекрутинге — тоже. Разбираемся в причинах типичных проблем с наймом персонала и рассказываем, что поможет их преодолеть.

Проблема 1: на вакансии нет откликов

Причина: неизвестные компании не внушают доверия

Когда соискатели видят на rabota.by вакансию, после размера зарплаты и краткого описания они обязательно обращают внимание на работодателя. Что это за компания? Можно ли ей доверять? Если название компании не на слуху, то соискатель, скорее всего, перейдет на ее персональную страницу, чтобы прочитать описание. Мы знаем, что 95% кандидатов на rabota.by просматривают страницы работодателей.

В ситуации, когда ваше наименование мало кто слышал, а на вашей странице на rabota.by представлена лишь скудная информация, сложно произвести впечатление серьезного и добросовестного работодателя.

Как решить проблему

Расскажите на своей персональной странице на rabota.by как можно больше — о вашей деятельности, истории открытия бизнеса, основателях и команде. Это убедит соискателей в вашей честности и открытости, а также в том, что у вас реально действующий бизнес, а не пустышка или мошенническая контора.

Расскажите о традициях вашей команды, о душевной камерной атмосфере, о том, как вы заботитесь о своих сотрудниках, — и это покажет, что вы так же серьезно относитесь к персоналу, как и крупные корпорации. А для кого-то ваша камерная атмосфера и гибкие рабочие процессы станут даже преимуществом по сравнению с бюрократией и формализмом, с которыми порой приходится иметь дело в компаниях-гигантах.

Продемонстрируйте фотографии офиса и команды — тем самым вы снизите тревогу у соискателей («Кто они такие? Что за люди там работают?») и расположите к себе.

Если у вас есть логотип и фирменный стиль (брендбук), обязательно продемонстрируйте их тоже, оформив с их использованием свою страницу: это производит впечатление серьезной и статусной компании.

Благодаря этим простым мерам соискатели видят, что у вашей компании есть история, «душа», стиль, за ней стоят реальные люди — словом, у вас есть всё то, что называется брендом и чего никогда не бывает у фирм-однодневок и мошенников.

Как всё это показать на своей странице

С помощью простого сервиса «Конструктор страниц» можно сделать яркую страницу компании на rabota.by, украсив ее фотографиями, яркими картинками, придав удобную и привлекательную структуру. Можно создать более 6 различных блоков страницы, располагая их друг за другом. Например, сначала можно разместить блок с информацией о миссии и ценностях компании, сопроводив его фото и видео, затем — специальный блок с вашим адресом на карте города, чтобы соискателям было удобно добираться, потом — что-то еще.

Всё это легко делается в «Конструкторе страниц», помощь дизайнера и верстальщика не нужна. Даже если у вас совсем немного подходящего материала, красиво оформленные страницы визуально выглядят более привлекательно для соискателей, чем страница со скудной информацией и без картинок.

Сравните две страницы компаний на rabota.by. Вот так выглядит страница без собственного брендинга и оформления:

5 проблем рекрутинга в малом бизнесе и как их преодолеть
Без детального описания, фотографий и адреса компания выглядит не очень убедительно.

А вот такой может быть страница компании, об оформлении которой позаботились:

5 проблем рекрутинга в малом бизнесе и как их преодолеть
Страница компании «Пари-Матч», оформленная с помощью «Конструктора страниц»

В ней добавляется специальное пространство сверху, куда можно загрузить фото офиса или другую картинку, которая больше расскажет о вашей компании. А также поле в левой части экрана, куда можно вставить логотип. Все это делает страницу компании более убедительной для соискателей. Вот как выглядят возможности «Конструктора страниц» в общем виде:

5 проблем рекрутинга в малом бизнесе и как их преодолеть

Проблема 2: приходят слабые специалисты

Причина: сильные профессионалы игнорируют маленькие компании

Лучшие профессионалы обычно стремятся в крупные, известные компании, и не только из-за престижа или в погоне за большой зарплатой: известные бренды внушают уверенность, что там будут интересные проекты и новый опыт. Специалистов, влюбленных в свое дело, это мотивирует не меньше, а иногда и больше высокой зарплаты.

У вас тоже есть интересные, нестандартные задачи, которые могут стать профессиональным вызовом для крутого специалиста? Прекрасно, но откуда об этом узнают потенциальные кандидаты, если вы об этом не рассказываете, а ваш бренд пока еще неизвестен на рынке?

В такой ситуации, скорее всего, вы получите отклики кандидатов, которые массово рассылают свои резюме всюду, практически не глядя ни на компанию, ни на вакансию. Как это будет влиять на их работу, вы и сами понимаете.

Как решить проблему

Исследования показывают, что оформленные страницы компаний и вакансий, в которых отражается бренд компании, привлекают более мотивированных кандидатов, то есть тех, кто желает работать именно у вас, с вашими задачами.

По исследованиям rabota.by, соискатели обращают внимание на следующие параметры на страницах потенциальных работодателей:

  • Описание сферы деятельности, структуры и истории компании — 64%;
  • Возможности профессионального развития и обучения — 47%;
  • Расположение офиса — 47%;
  • Преимущества работы в компании — 41%;
  • Описание социального пакета — 40%;
  • Возможности карьерного роста — 30%;

Всем этим сведениям, важным для соискателей, можно уделить внимание при оформлении страницы компании и ее вакансий. «Конструктор» позволяет создавать не только яркие страницы компаний, но и яркие вакансии. Поэтому его полное название — «Конструктор страниц и вакансий».

Например, у вас отличная инфраструктура и удобный офис. Смотрите, как с помощью отдельного блока на странице это можно продемонстрировать:

5 проблем рекрутинга в малом бизнесе и как их преодолеть

Раскрывая свои сильные стороны с помощью брендирования страницы компании и ее вакансий, вы сможете привлечь более мотивированных кандидатов. Покажите им, чем ваша компания выгодно отличается от остальных на рынке труда, с какими интересными проектами она работает.

Проблема 3: трудно найти своих по духу

Причина: о ваших ценностях не знают

В компании с маленьким коллективом очень важно, чтобы каждый член команды разделял общие ценности. Можно выяснять ценности кандидатов на собеседовании, но, во-первых, это если вам помогает профессиональный рекрутер, который владеет специальными методиками, а во-вторых, эффективнее изначально привлекать отклики не любых, а наиболее близких по ценностям людей. Отсекая заведомо неподходящих кандидатов на самом первом этапе (знакомство с описанием компании), вы экономите время.

Как решить проблему

«Конструктор страниц» устроен так, что вы сами можете добавить нужные вам части. Например, можно сделать отдельный блок о миссии, ценностях, целях и задачах компании. А можно рассказать чуть больше про образ своего типичного сотрудника — и тем самым привлечь похожих людей.

Например, вот так различные компании оформляют информацию о себе с помощью опций «Конструктора»:

5 проблем рекрутинга в малом бизнесе и как их преодолеть
5 проблем рекрутинга в малом бизнесе и как их преодолеть
5 проблем рекрутинга в малом бизнесе и как их преодолеть
/

А еще можно оформить всю страницу компании, адаптируя ее под ту целевую аудиторию, которая у вас сейчас приоритетна в найме. А потом поменять текст и оформление — с прицелом на другую аудиторию. Допустим, сейчас вам нужен сильный инженер, через пару месяцев вы будете искать маркетолога, а еще через полгода — своего первого HR-менеджера. Это, скорее всего, разные типы людей, с разными ключевыми мотиваторами. Вы сможете оформить по-разному не только сами вакансии, но и сделать разные акценты на своей странице работодателя, каждый раз обновляя ее в соответствии с тем, кого вы ищете в данный период времени.

С помощью «Конструктора страниц и вакансий» легко экспериментировать: подбирать картинки и фото для разных типов кандидатов, менять тексты. Например, использовать более сдержанные цвета для ИТ-специалистов или более яркие варианты для творческих профессий.

Проблема 4: мало подходящих откликов

Причина: подходящие соискатели не видят вашу вакансию

Если вам нужны представители специальности, которая очень востребована (например, продавцы, менеджеры по продажам, водители) или дефицитные специалисты (например, айтишники), то вам предстоит конкурировать за их внимание со многими другими работодателями. Такие соискатели, заходя на rabota.by или получая рекомендованную под их резюме подборку вакансий, видят множество объявлений. Немудрено, если ваше затеряется в этом потоке.

Как решить проблему

Оформленная вакансия — более яркая, она лучше привлекает внимание и запоминается. Такие вакансии выделяются в поисковой выдаче логотипом:

5 проблем рекрутинга в малом бизнесе и как их преодолеть
Брендированная вакансия (с дополнительным визуальным оформлением)
5 проблем рекрутинга в малом бизнесе и как их преодолеть
Небрендированная вакансия (без дополнительного визуального оформления)

Сделать такое оформление совсем не сложно — вы можете самостоятельно воспользоваться «Конструктором вакансий», так же, как и при оформлении своей страницы на rabota.by.

Проблема 5: нет возможности раскрутить бренд работодателя

Причина: нет большого бюджета на рекрутинг

Мечтаете заполучить классных кандидатов, но при развитии небольшого бизнеса каждый рубль на счету? С этой проблемой сталкивается большинство маленьких компаний. Скорее всего, вы пока не готовы заказать профессиональную разработку бренда работодателя и запускать масштабную информационную кампанию о нем в разных каналах.

Как решить проблему

На первых порах можно обойтись и без этого: достаточно выбрать наиболее популярный канал, откуда чаще всего приходят ваши кандидаты. Например, rabota.by — как самый посещаемый ресурс среди сайтов по поиску работы в Беларуси (по данным Liveinternet на 28.01.2021). Достаточно рассказать о своей компании как можно больше, используя для визуального оформления готовые шаблоны. У «Конструктора страниц и вакансий» простое меню, разобраться в котором не сложнее, чем в меню популярных соцсетей. Результат будет точно ярче и заметнее, чем персональные страницы компаний и вакансии без оформления.


Чтобы тратить скромный бюджет не впустую, нужно отслеживать результат в виде понятных метрик. Например, мы анализировали показатели страницы компании из сферы ИТ за период с 23 октября по 22 ноября включительно в 2019 и 2020 годах с использованием «Конструктора страниц» и без него:

МетрикаБез оформления страницыС оформлением страницы
Просмотры страницы179303
Средняя длительность просмотра страницы в секундах5566

А вот так увеличились просмотры страницы работодателя из сферы продуктов питания после ее оформления с помощью «Конструктора вакансий» — мы сравнили период с 4 января 2019 года по 8 апреля 2019-го и аналогичный период с 4 января 2020 года по 8 апреля 2020-го:

МетрикаБез оформления страницыС оформлением страницы
Просмотры страницы401952
Средняя длительность просмотра страницы в секундах4152

Брендирование помогает привлечь кандидатов быстрее, а для большего эффекта лучше оформлять и персональную страницу компании, и отдельные вакансии. Так у соискателя формируется цельное привлекательное представление о вас и вашем предложении о работе.

Если вы сталкиваетесь с проблемами, описанными в этой статье, и хотите решать без заоблачных трат, подключите «Конструктор страниц и вакансий». Вы сможете быстрее привлекать нужных кандидатов и конкурировать за лучших соискателей даже с крупными компаниями.