Статьи

Девушки в ИТ-компаниях: как войти и построить карьеру

Ежегодно в марте девушки получают большое количество комплиментов о том, как неоценим их вклад в развитие общества и бизнеса. Есть повод вспомнить, каким нелегким был путь борьбы женщин за свои права, а в некоторых сферах баталии продолжаются до сих пор. rabota.by решила поинтересоваться у девушек, работающих в ИТ, насколько им легко было войти в сферу и построить карьеру. А также помогают ли им в работе качества, которые традиционно относят к женским – терпение, гибкость, эмпатия.

Своими историями и наблюдениями поделились сотрудницы ИТ-компании Wowmaking, которая занимается разработкой мобильных приложений.

Светлана, Unity Developer

Девушки в ИТ-компаниях: как войти и построить карьеру

Когда я училась в школе, то хотела быть или пилотом гражданской авиации или инженером. Для поступления выбрала специальность “Экономическая информатика” и получила двойной диплом. Интересно, что из группы в 18 человек только я стала программистом, остальные никак не связаны с ИТ.

Еще во время учебы в университете я пошла на курсы по разработке при одной из крупных ИТ-компаний в Минске. После окончания осталась у них разработчиком. Два года совмещала работу и учебу, благо в универе пошли на встречу и дали мне свободное посещение.

Три года я проработала Full-stack Developer (разработчик и на клиентской, и на серверной стороне – прим. автора), занималась разработкой, как веб-проектов, так и мобильных приложений. Затем захотелось попробовать что-то новое и я выбрала разработку игр. Освоила работу с игровым движком Unity, на котором создается много казуальных и гиперказуальных игр. Именно Unity позволяет мне заниматься всем спектром задач, которые я хотела когда-то делать: анимировать объекты, задавать их поведение в игре, создавать интерфейс приложения и программировать работу игрового сервера. Как и у многих программистов, у меня есть собственные проекты, где я к тому же рисую персонажей, 3D-модели и весь графический контент. Такие проекты помогают следить за тем, что происходит в сфере и пробовать новые технологии, которые не нужны на работе.

Стать именно разработчиком было моим осознанным решением, но девушкам в разработке действительно сложнее. Я всегда работала в командах, где у ребят было в несколько раз больше опыта, чем у меня, и мне приходилось большими темпами их догонять. Первое время на фоне senior-разработчиков я, конечно, выглядела глупой девочкой.

Я работала в коллективах, где преимущественно были одни парни и была самой младшей. Ко мне всегда относились, как к младшей сестре. Даже была ситуация, когда на одном из проектов я была единственной девушкой из 40 разработчиков. Ребята помогали советами, подкармливали конфетами, брали с собой на конференции, митапы и встречи и мне это нравилось. Сейчас в Wowmaking я единственный разработчик на Unity, и это очень интересный опыт.

Если говорить о качествах, которые считаются больше женскими и помогают в работе разработчика, то это в первую очередь терпение. Я часто видела, как парни выходят из себя, когда им приходится делать monkey job, что-то монотонное и рутинное. В силу своей природы они хотят делать что-то новое и сложное, а если появляются задачи, которые кажутся им не важными, хоть и нужны бизнесу, то они берутся за них с большой неохотой. Мне проще: надо сделать – делаешь.

Евгения, Product Manager

Девушки в ИТ-компаниях: как войти и построить карьеру

Я попала в ИТ по воле случая в 2011 году. Моя подруга начала работать в ИТ-компании, и я обратила внимание на эту сферу. Она только начинала развиваться, и компании готовы были брать амбициозных людей с хорошим иностранным языком. Я заканчивала иняз, поэтому смогла попасть на курсы для тестировщиков при одной из крупных ИТ-компаний.

После обучения меня взяли на внутренние проекты, и я с первых дней работы специализировалась на мобильных приложениях. Потом я сменила несколько компаний, и за 10 лет мне удалось пройти путь от тестировщика мобильных приложений до Product Manager.

Как Product Manager я участвую в определении направления, в котором будет развиваться приложение, ищу инструменты, чтобы пользователи могли закрыть свои потребности с помощью нашего продукта, и в то же время отслеживаю, как эти инструменты работают. Также одна из моих функций – находить потребности пользователей, о которых они еще не подозревают.

Отдельного внимания заслуживает организация работы команды, и мне здесь повезло. Когда я работала тестировщиком, то плотно взаимодействовала с разработчиками, а в качестве Project Manager и со специалистами других направлений. Этот опыт помог мне разобраться в специфике работы каждого члена команды.

Когда управляешь командой, особенно важно уметь слушать людей. Люди технических специальностей на самом деле охотно делятся сложностями, с которыми им приходится сталкиваться. Такие качества, как эмпатия, терпеливость, гибкость, развитый эмоциональный интеллект, безусловно, помогают в работе Product Manager. Но могут и усложнять. Когда сильно развита эмпатия и способность становиться на место другого человека, то это может забирать достаточно много ресурсов у Product Manager и мешать принимать решения с холодной головой. Если команда проходит какой-то кризисный этап, то менеджеру важно продолжать зажигать команду и не выгореть самому. В такие моменты нужно относится к себе очень бережно и уметь немного отстраниться. У женщин есть такое качество, что кони будут бежать, избы будут гореть, а она будет пытаться все эти моменты сама побороть.. Если говорить про гибкость и терпение, то в среднестатистическом айтишном проекте происходит много изменений и нужно постоянно адаптироваться.

В своей карьере я не сталкивалась со стереотипом, что девушкам в ИТ сложнее и не стоит туда идти. Мой опыт показывает, что девушки, которые приходят в ИТ, всегда задают себе довольно высокую планку. Они знают, что им нужно будет конкурировать с парнями, которые, так уж сложилось, чаще лучше владеют техническими вопросами. Девушки настроены держать планку и соревноваться. Все узкие специалисты девушки, с которыми я работала, всегда показывали себя только с самой лучшей стороны и завоевывали уважение. Если смотреть глобально, то женщины буквально борются за руководящие позиции и чтобы их голос услышали. Но на своем личном опыте я убедилась, что в ИТ ты приходишь, показываешь, что умеешь работать, и для стереотипов места не остается.

Екатерина, User Acquisition Manager

Девушки в ИТ-компаниях: как войти и построить карьеру

Сфера ИТ привлекала меня еще со времен университета, когда я училась на маркетолога-экономиста в Бресте. В тот момент у меня еще не было четкого представления, чем там занимаются айтишники, но я понимала, что работа в ИТ – это хорошая зарплата, крутые условия в виде медстраховки и других бонусов, красивый офис.

На курсе четвертом я точно решила, что не хочу оставаться в Бресте и уеду в Минск. Тогда я еще не знала, что после университета без опыта работы можно было попробоваться на позицию Junior User Acquisition Manager. Я начала с того, что устроилась в очень маленькую частную компанию на позицию маркетолога. Мне повезло, что там удалось получить опыт настройки таргетированной рекламы в Facebook, хоть и с маленькими бюджетами. Мое университетское образование не особо понадобилось: интернет-маркетингу нас не учили. Как запускать рекламные кампании в интернете, училась сама. Потом я поработала в нескольких крупных компаниях, получила опыт работы с большими бюджетами и разными социальными сетями, и в итоге определилась, что хочу работать с мобильными приложениями.

Сейчас моя работа заключается в настройке рекламы для мобильных приложений “Ваумэйкинг” в рекламных сетях и ее аналитике. Нужно отслеживать результативность рекламных кампаний и проводить их оптимизацию. За ходом кампаний необходимо постоянно следить, например, я регулярно захожу проверить рекламные кабинеты даже в выходные дни. Когда я только начинала работать, то и ночью проверяла, чтобы не потратить бюджет впустую. В целом работа очень ответственная и требует постоянного вовлечения.

Когда я училась в университете и жила в Бресте, то встречала мнение, что сфера ИТ скорее для парней, девушки не справятся с нагрузками. Когда переехала в Минск, то ни разу с таким не столкнулась. На деле оказалось, что во всех ИТ-компаниях, где я работала, девушек было больше, чем парней.

Если говорить про UA, то здесь в работе очень нужно терпение и внимательность к деталям. Может эти качества и считаются женскими, но не думаю, что это зависит от пола. Любой человек может быть хорош в том, что ему по душе. В работе главное обладать профессиональными навыками, а софт скиллы вроде эмпатии имеют большое значение только на этапе, когда человек вливается в коллектив и хочет побыстрее завести друзей.

Анастасия, Content Lead

Девушки в ИТ-компаниях: как войти и построить карьеру

Я училась на учителя английского и испанского языков и получала второе высшее по специальности “Рекламный менеджмент”. На пятом курсе начала ходить по собеседованиям в ИТ-компании на позиции, связанные с маркетингом.

В моем окружении было очень много людей из ИТ-сферы, и я понимала, что там много разных интересных направлений. Моя первая работа в ИТ была в качестве компьютерного лингвиста. Мне пришлось выучить язык программирования Python, что меня совсем не воодушевило.

Через три месяца работы я пошла к руководителю своего отдела с предложением, что могу заниматься маркетингом. Начала вести соцсети продукта и писать статьи для блога. Но через полгода поняла, что хочу попробовать себя и в других направлениях маркетинга, поэтому устроилась на позицию Influencer Marketing Manager в другую компанию. Я работала в основном с латиноамериканским рынком. Постепенно начала заниматься B2B маркетингом. Работала над коммерческими предложениями, занималась разработкой креативных концепций для брендов, организацией PR-ивентов.

В Wowmaking я начала работать на позиции менеджера по продуктовому маркетингу, но постепенно стала заниматься и подготовкой контента для размещения в приложении. Через полгода в компании решили создать команду, которая будет заниматься подготовкой контента для всех наших продуктов и предложили мне стать руководителем этой команды. Мы занимаемся написанием текстов, созданием графического контента, разработкой курсов, подкастов, видео- и аудиоматериалов для приложений.

Сейчас моя работа как Content Lead состоит в организации и планировании работы команды, разработке стратегии по работе с контентом, генерировании и внедрении идей, валидации готового контента, тестировании гипотез, работе с продуктовой аналитикой.

Когда я выбирала ИТ, то ни от кого из своих знакомых не слышала, что это не для девушек. На любой работе поначалу сложно. Разве что от кого-то из старшего поколения слышала, что ИТ – это в принципе сложная сфера, в которую трудно попасть и задержаться. Но в нашей компании, как и в большинстве других, я думаю, заметно, что среди разработчиков больше парней, а маркетинг и более творческие профессии скорее за девушками.

Я не согласна с разделением качеств на женские и мужские, потому что все люди разные. На работе я никогда не показываю свою эмоциональность, хотя в жизни я очень эмоциональная, разделять эмоции и работу мне достаточно просто. Что касается гибкости, то я считаю, что сейчас всем нужно быть гибкими в работе, независимо от пола, так как все в индустрии слишком быстро меняется. Мне очень повезло, что в работе не было таких кейсов, когда кто-то пытается злоупотребить моей эмпатией и хорошими отношениями в команде, чтобы скрыть свои ошибки. Мне кажется, это благодаря тому, что в компании все настолько хорошо организовано, что никто не чувствует себя в стрессе, никому не нужно придумывать отговорки, если он не может что-то сделать, можно абсолютно спокойно прийти и попросить помощь.

Татьяна, Motion Designer

Девушки в ИТ-компаниях: как войти и построить карьеру

Я уже 12 лет работаю в ИТ. Еще на пятом курсе, когда я училась на преподавателя английского языка, то устроилась диктором в ИТ-компанию, которая развивала различные мобильные сервисы вроде прогнозов погоды и гороскопов. Им требовался человек для начитки текстов на русском и английском языках. Со временем мне начали давать больше обязанностей, и я стала контент-менеджером. Писала тексты, научилась работать с Photoshop, чтобы создавать картинки, обрабатывала звуковые файлы. Потом я стала проектным менеджером и занималась развитием сервисов в таких странах, как Кения и Нигерия. Там пришлось делать все – от планирования сервиса и переговоров с мобильными операторами до полного сопровождения услуги (маркетинг, аналитика, финансы).

Через несколько лет задачи зациклились, и захотелось не плыть по течению, а выбрать что-то осознанно. Я оценила, какого плана работа доставляла мне наибольшее удовольствие. Это была работа с графикой. Параллельно с основной работой я начала на фрилансе заниматься фотографией и дизайном. Затем пошла учиться на самые продолжительные курсы по дизайну, которые нашла в нашем городе. Через 2,5 года, когда курсы закончились, и меня пригласили на них в качестве преподавателя. Я готовилась к занятиям, как проклятая, чтобы не было заметно, что я вчерашняя студентка. Это дало мне невероятный рост.

Года через полтора уроки стали мне казаться одинаковыми, и я поняла, что уже не развиваюсь, поэтому решила устроиться на полный рабочий день в компанию, где я смогла бы учиться у других специалистов. На тот момент я сотрудничала с рекламными агентствами, делала для них анимации. Но их заказы были нерегулярными и совершенно не было общения в коллективе, чего я очень хотела. В итоге начала просматривать вакансии для моушн-дизайнеров в ИТ-компаниях и увидела стажировку в “Ваумэйкинг”. Рассматривала ее как возможность глубже изучить, как делаются рекламные ролики в этой сфере, и посмотреть, хочу ли я этим заниматься постоянно.

За полтора года в “Ваумэйкинг” я успела поработать в трех командах. Сначала делала короткие видеоролики для социальных сетей. Сейчас делаю анимированные ролики, которые внутри приложения дают пользователям полезную информацию, анимирую кнопки и экраны, помогаю освоиться начинающим моушн-дизайнерам. Это работа, которую я обожаю: красивая графика, режиссура, анимация. Примерно два раза в неделю я ловлю себя на спонтанной мысли о том, как же мне нравится то, чем я занимаюсь!

За 12 лет в ИТ я заметила, что девушки стараются выполнять максимально много работы, а также, что зарплатные ожидания парней выше. Думаю, это связано с тем, как девочек воспитывают в школе и в семье. Для них есть много ограничений и установок вроде “главное – выйти замуж и быть скромнее и трудолюбивее”, а в результате формируется низкая самооценка. В то же время у меня было несколько классных руководителей-женщин. В целом работодателя не интересует, парень ты или девушка, его интересует работает ли проект. На работе нужно меньше концентрироваться на гендерных стереотипах, а больше хорошо работать.

Вакансии дня